Факультет социальных и гуманитарных наук

Главная

Аспирантура

Второе Высшее

Учебно-методический кабинет

КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ» МГТУ им. Н.Э. Баумана

История кафедры. Кафедра была создана в октябре 1987 года по приказу ректора  А.С. Елисеева.  Созданию кафедры способствовало несколько факторов.
          Во-первых, в условиях кризиса марксистско-ленинской идеологии и мировоззренческого вакуума должна была появиться кафедра, ориентированная на расширение кругозора студента.
          Во-вторых, в связи с переименованием Училища в Университет необходимо было расширить гуманитарную составляющую в учебном процессе.
          В-третьих, в этот период актуализируются тенденции на гуманизацию и гуманитаризацию технического образования. Вновь образованная кафедра получила название «Социологии и гуманитарного образования».
          Работу по организации  кафедры возглавила
к.и.н., доцент Багдасарьян Надежда Гегамовна,
в 1998 году защитившая докторскую диссертацию, а в 1999 году получившая звание профессора.
         На первом этапе (1987–1991 гг.) численный состав кафедры включал три преподавательских и две штатных единицы учебно-вспомогательного персонала. Первоначально работа кафедры сводилась к организации учебного процесса: для чтения курсов приглашались ведущие специалисты из гуманитарных вузов (из институтов РАН, ГИТИСА, МГУ им. М.В. Ломоносова и др. вузов г.Москвы), которые делали презентации своих курсов, а студенты имели право выбрать любой из них. Большой интерес вызывали курсы по психологии личности, социальной психологии, мировым культурным эпохам, направлениям и видам искусства (в частности, «Методы поиска новых технических идей и решений», «Эргономика», «Психология инженерной деятельности», «Профессиональная культура инженера»). Параллельно разрабатывалась программа курса истории мировой культуры, главное место в которой занимали развитие техники и технологий и их роль в становлении современной цивилизации. В этот же период складывались постоянные связи с музеями Москвы (Третьяковской галереей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музеем народов Востока) и культурными центрами столицы (консерваторией, Институтом им. Гнесиных, театрами).
          В 1990–1991 учебном году на кафедре появились новые штатные преподаватели – И.Л. Абрамова, И.Е. Моторина (Чучайкина), А.В. Литвинцева. Началась работа над методическим обеспечением курса.
          Первое учебное пособие «Информационно-понятийный словарь по курсу «Цивилизация и культура» (составитель И.Е.Моторина (Чучайкина), под ред. Н.Г. Багдасарьян) вышло в 1992 году.
          Постепенно складывался коллектив кафедры, штатный состав пополнялся молодыми энергичными преподавателями, учебный курс в 1993 году получил название «Культурология», дисциплина перестала носить факультативный характер и была включена в график учебного процесса.  В этом же году кафедра получила новое название – «Социологии и культурологии», началась активная работа над базовым курсом культурологии с учетом специфики технического университета. Работа проходила в режиме еженедельных мозговых штурмов и научных дискуссий по ключевым проблемам культурологического знания.
          Большой вклад в формирование курса и закрепление статуса культурологии как научной дисциплины внесли Багдасарьян Н.Г., Пирумов Р.Н., Абрамова И.Л., Моторина И.Е. (Чучайкина), Николаева И.А., Бобахо В.А., Левикова С.И. Литвинцева А.В., Тихая-Тищенко И.Г.
          С расширением штатного состава кафедры в эту работу включились Акимова И.А., Иванченко Г.В., Кансузян Л.В., Панина Г.В., Полуэктов Ю.П., Чотулиди М.Г., Васильева С.И., Чернышева А.В.
          К работе на кафедре привлекались и ведущие специалисты в области культурологии, социологии и философии техники д.ф.н., профессор Горохов В.Г., д.ф.н., профессор Розин В.М., д.ф.н., профессор Добрынина В.И.
          Параллельно в других технических вузах России и ближнего зарубежья стали открываться кафедры культурологии. Так как МГТУ им. Н.Э. Баумана опережал другие вузы в этом направлении, имелся значительный опыт и наработанные материалы, то на базе кафедры были организованы курсы повышения квалификации для коллег из Белоруссии, Украины, городов России (Самары, Барнаула и др.).
          В результате плодотворной работы была подготовлена программа курса культурологии для студентов технических вузов, в основу которой легли, с одной стороны, теоретические вопросы культурологии как науки, с другой,  ее прикладные аспекты, связанные с техникой, технологиями и инженерной деятельностью. Программа предполагала не только расширение общего кругозора студентов и умение ориентироваться в современном социокультурном пространстве, но была нацелена на формирование профессиональной культуры инженера, базирующейся как на профессиональной, так и на социокультурной компетентности. Лекционные материалы издавались в серии учебных пособий «Мир через культуру». Кроме того, активно велась работа по методическому насыщению курса.
          В 1998 году
в издательстве «Высшая школа» вышел в свет учебник по культурологии для студентов технических вузов, подготовленный преподавателями кафедры, который постоянно перерабатывался и переиздавался на протяжении последующих десяти лет десятитысячными тиражами в силу своей чрезвычайной востребованности. 
          В 2001 году этот учебник занял первое место во Всероссийском конкурсе учебников по гуманитарным дисциплинам для технических вузов, организованном Министерством образования. В 2010 году вышло уже  6-е переработанное издание учебника.
          Работа над курсом культурологии, его совершенствование осуществляется постоянно. В этом процессе активно задействован весь штатный состав кафедры. В настоящее время идет переработка курса в связи с введением стандартов третьего поколения, активно разрабатывается УМКД дисциплины. Была подготовлена мультимедийная версия учебника.
          С 2006 года
кафедру возглавляет к.ф.н., доцент Акимова Ирина Александровна . С этого года начинается новый период в истории кафедры, связанный с разработкой курса «Социология» и его введением в учебный процесс. Подготовлена программа курса, вышли в свет учебно-методические пособия по социологии, идет активная работа над учебником по социологии для студентов технических вузов, разрабатывается УМКД дисциплины.
          На сегодняшний день на всех факультетах МГТУ им. Н.Э. Баумана читаются курсы «Социология» или «Культурология» в объеме 102 часа. Для студентов факультета ИУ (кафедра ИУ-7) читается курс «Основы групповой динамики», подготовленный к.ф.н., доцентом Чернышевой А.В.
          Преподавателями кафедры разработаны и внедряются в учебный процесс следующие спецкурсы:

ü  «Динамика современной техносферы»,

ü  «Информационное общество  и информационная культура»,

ü  «Профессиональная культура инженера»,

ü  «Основы социальной оценки техники»,

ü  «Инженерная этика и профессиональная культура»,

ü  «Социокультурный контекст инженерной деятельности»,

ü  «Социология управления и коммуникации»,

ü  «Основы межличностной коммуникации»,

ü  «Основы групповой динамики».
                 Учебно-методическая и научная работа кафедры «Социология и культурология».

             Кафедра ведет активную учебно-методическую и научно-издательскую работу. Ежегодно преподаватели кафедры публикуют материалы объемом более 100 п.л. Наиболее значительные публикации кафедры:

 1.    Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана им. Н.Э. Баумана, 1998. – 15,11 п.л.

2.       Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 1999. – 12,5 п.л.

3.    Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Н.Г. Багдасарьян, В.А. Бобахо, С.И. Левикова, И.Г. Тихая-Тищенко, И.Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998, 1999. – 31, 36 п.л.

4.      Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Н.Г. Багдасарьян, И.А. Акимова, А.В. Литвинцева, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева, И.Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2001, 2002, 2004, 2005, 2007. – 43, 61 п.л.

5.      Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, Г.В. Иванченко и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2010. – 39,2 п.л.

6.        Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001. – 16 п.л.

7.       Культурология:Методическое пособие /Н.Г.Багдасарьян, Л.В.Кансузян, Г.В.Иванченко,И.Е.Чучайкина и др.М.:Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2004.– 8,6 п.л.

8.         Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2008. 25,99 п.л.

9.        Социология. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008 (Акимова И.А., Гаврилина Е.А., Моторина И.Е., Чернышева А.В., Литвинцева А.В., Ореховская Н.А.). – 11 п.л.
         10.     Чернышева А.В. Генезис культурологической мысли. Концепции культуры в их исторической ретроспективе: Учебное пособие. М.: МГОУ, 2008. – 20,25 п.л.

11.           Чернышева А.В. Проблемы культуры в русской философии. От П.Я. Чаадаева до наших дней: Учебное пособие. М.: МГОУ, 2008. – 16,25 п.л.

12.           Ореховская Н.А. Информационно-коммуникативные PR-технологии: Учебное пособие. М.: изд-во МГСГИ, 2009. – 7,6 п.л.

13.           Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник Под ред. Н.Г. Багдасарьян. (в соавторстве с Козловой М.А., Шушанян Н.Р.). М.: Изд-во Юрайт. 2010. 31, 08 п.л.

14.           Ореховская Н.А. Массовое сознание как объект информационно-коммуникативных PR-технологий. М.: Изд-во «Этносоциоум», 2010. – 9,75 п.л.

15.           Ореховская Н.А. Массовое сознание россиян: эволюция, трансформация, перспективы. М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2010. – 9,75 п.л.
        Кафедра принимает активное участие в научной жизни университета, страны и мира. Ежегодно преподаватели  выступают на Международных, Всероссийских, московских конференциях, круглых столах, участвуют в научных дискуссиях.
        По инициативе кафедры (в частности, И.Г. Тихой-Тищенко) и Департамента международной кафедры сети ЮНЕСКО/МЦОС «Передовые технологии в промышленности и образовании» (исполнительный директор Моторина И.Е.) с 1999 года проводится Международный симпозиум «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры», который вышел за рамки кафедры и приобрел общеуниверситетский, межвузовский и международный статус.
        На кафедре сложилась научно-педагогическая школа, стержнем которой является проблема социокультурной компетентности специалиста-инженера как структурного элемента его профессиональной культуры. Это направление легло в основу работы Энгельмейеровских чтений, посвященных П.К. Энгельмейеру – талантливому инженеру, выпускнику Императорского технического училища, основателю философии техники в России. Чтения проводятся с 1997 года:
           1997 год (январь)
I учредительные Энгельмейеровские чтения<
           1998 год (январь)
II Энгельмейеровские чтения
«Динамика техносферы: социокультурный контекст»
           1999 год (январь)
III Энгельмейеровские чтения «Технико-технологические инновации в социокультурной динамике России»
           2000 год (январь)
IV Энгельмейеровские чтения «Технические университеты как центры формирования инженерной элиты XXI века»
           2001 год (март)
  V
Энгельмейеровские чтения «Этические императивы инженерной деятельности»
           2002 год (март)
VI Энгельмейеровские чтения «Общество электронных коммуникаций: новые возможности и актуальные проблемы»
           2003 год (март)
VII Энгельмейеровские чтения «Этические императивы общества электронных коммуникаций»
           2005 год (март) –
VIII Энгельмейеровские чтения «Интернет – Культура – Этика»
           2007 год (ноябрь) –
IX Энгельмейеровские чтения «Социальные проблемы современного информационного общества в контексте проблем устойчивого развития».
        Значимость и актуальность проблематики была осознана научной общественностью:
IV, V, VI, VIII и IX чтения получили грантовую поддержку РГНФ и РФФИ, что позволило опубликовать материалы конференций.
        Члены кафедры эффективно сотрудничают с культурологическим и социологическим сообществом, принимают участие в социологических и культурологических конгрессах.
        Приоритетными научными направлениями
кафедры являются:

ü  специфика преподавания социогуманитарных наук в технических вузах;

ü  социокультурные проблемы инженерной деятельности;

ü  социокультурная коммуникация;

ü  эволюция базовых ценностей и проблема социокультурной адаптации современной студенческой молодежи;

ü  динамика техносферы и проблема развития культуры и общества.

           Социологические исследования. Социологические исследования на кафедре велись с первых месяцев ее основания. Первоначально опросы проводила инициативная группа студентов-бауманцев, которая анкетировала молодежь по самым разным направлениям. С 1993 года в структуру кафедры была включена ставка социолога, и на эту должность пришла к.т.н. Барышева С.Л., имевшая опыт подобной работы в других технических вузах.
            Мониторинговые программы «Абитуриент»
и «Пятикурсник» способствовали осмыслению интенсивных перемен в стране и высшей школе, а также корректировке учебных курсов.
            В течение нескольких лет осуществлялась программа «Преподаватель глазами студента», результаты которой учитывались при избрании по конкурсу.
            На кафедре планомерно проводится работа над исследовательскими программами по ежегодному мониторингу студенчества по темам:
       1.  Идентичность, самовосприятие и жизненные ценности студентов различных специализаций.
       2. Мотивы получения высшего образования, прогноз ближайшей карьеры после вуза и восприятие факторов, влияющих на ее успешность у студентов различных специализаций.
       3.  Цивилизационные ориентиры и восприятие цивилизационных угроз для России и мира студентами различных специализаций.
       4. Интериоризация культуно-исторического содержания и ее связь с особенности социальной ситуации развития студентов различных специализаций.
       5. Гуманитарное образование, его особенности в контексте глобализации. Социальные установки (социальная солидарность) у студентов различных специализаций.
       6. Политические, экономические и религиозные установки у студентов различных специализаций.
       7. Динамика ценностных ориентаций студенчества.
       8. Ценностные ориентации студентов-бауманцев.
       9. Бюджет времени студента-бауманца.
            Эту работу в течение ряда лет проводили С.Л. Барышева, Л.В. Кансузян, А.А. Немцов.
            Вторая специальность и дополнительное образование.
С 1996 года началась работа по открытию второй специальности, которую возглавила к.т.н., доцент Буланова М.В.
            В декабре 1997 года было получено заключение об итогах лицензионной экспертизы по специальности 0200300 «Социология», которое было утверждено приказом Министерства образования. В университете было принято решение набирать контингент учащихся в рамках дополнительного образования. Срок обучения 2,5 года, квалификация — «Социолог. Преподаватель социологии», выдается диплом государственного образца. Весь коллектив кафедры сплотился для решения поставленной задачи: были разработаны учебный план, программы курсов, подготавлены учебно-методические материалы. Первый выпуск состоялся в 2004 году.
            В последующие годы набор на специальность «Социология» не проводился. Однако в этот период была организована работа по получению дополнительного образования по направлениям: «
PR (связи с общественностью)» и  «Этика деловых отношений» с выдачей сертификата МГТУ им. Н.Э. Баумана.
            Ответственной за эту работу  является  заместитель декана факультета по второму образованию,  к.с.н., доцент кафедры Кансузян Л.В.
            Аспирантура.
 
С декабря 1999 года на кафедре открыта аспирантура по специальности «22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы», в которую пришли и те, кто получил дополнительное социологическое образование.
            Научное руководство аспирантами осуществляют д.ф.н., профессор Багдасарьян Н.Г.
            За последние 5 лет было защищено 8 диссертаций на соискание степени кандидата философских наук в диссертационном Совете Д212.141.12 по философским наукам, открытом на факультете.
            В настоящее время в аспирантуре обучается 6 человек.
            Научно-исследовательская работа со студентами и школьниками.
Большое значение кафедра придает работе со школьниками в рамках Программы «Шаг в будущее». С 1996 года при активном участии преподавателей осуществляется экспертиза и отбор растущего из года в год числа исследовательских работ школьников страны для обсуждения их на секциях «Социология», «Культурология» и «Психология».
            С 2009 года программа обрела статус, позволяющий выпускникам школ поступать в вуз без экзаменов, что резко повысило уровень ответственности за экспертные решения. Значительный вклад в эту работу вносят
Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А.,   Васильева С.И.
            Научно-исследовательская работа со студентами проводится в рамках подготовки симпозиума «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры», в котором ежегодно принимают участие более 400 студентов. На кафедре собран банк данных с презентациями лучших студенческих работ.
             На новый этап вышла совместная деятельность с подшефной школой ГОУ СОШ № 651 САО г. Москвы, которая ведется с 2000 года.
            Первое направление работы включает проектную и научно-исследовательскую деятельность в начальной школе.
            Второе направление
проведение общешкольных «Ярмарок идей», на которых демонстрируются работы учеников средней и старшей школы, а также работы-победителей учащихся начальной школы.
            Ярмарка идей-2009 была включена в мероприятия
XI Симпозиума «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры». Лучшие работы были представлены на окружных, городских и Всероссийских конкурсах и удостоены грамот и дипломов победителей.
            Третье направление состоит в разработке концепции экспериментальной деятельности «Гуманитарное проектирование в образовательном процессе в сфере художественно-эстетического творчества  учащихся». В рамках разработанной концепции кафедрой «Социология и культурология» проведено:

§     анкетирование учащихся и педагогов;

§     разработано Положение о школьном музее и Концепция развития историко-культурного музея «Истоки» до 2012 года;

§     проведена подготовительная работа по созданию историко-культурного музея «Истоки» (сбор экспонатов и подготовка экспозиции).
            В шефской работе принимают активное участие Акимова И.А., Моторина И.Е., Чернышева А.В.
            Воспитательная работа.
В 1993 году при кафедре был организован межвузовский центр «Звук – Музыка – Культура», который объединял усилия трех вузов – МГТУ им. Н.Э. Баумана, РУДН и Московской Консерватории. В рамках работы центра читаются лекции, организовываются совместно с посольствами разных стран зрелищные мероприятия в различных вузах, в том числе, на площадке МГТУ им. Н.Э. Баумана (одно из них – совместно с посольством Индонезии), студенты регулярно посещают концерты в Консерватории (в Большом, Малом и Рахманиновском залах). Главная идея Центра заключается в том, чтобы научить студентов пониманию музыкальной культуры разных стран и народов. На сегодняшний день Центр вышел за рамки кафедры и продолжает работать на уровне факультета.
            Преподаватели кафедры регулярно вместе со студентами посещают театры, музеи и выставочные залы г. Москвы.
           
                                                               В настоящее время на кафедре работают:

Большую работу по организации и обеспечению учебного процесса ведет инженер  1-ой категории
 
         Корнакова Лидия Кузьминична.

 

Местоположение кафедры: Рубцовская наб., д. 2/18,ауд. 723-725. Тел.: 8-499-263-66499. E-mail: fsgn@bmstu.ru