Королёв Дмитрий, Институт гуманитарного образования и информационных
технологий
Тенора XXI века в программе «МОСКВА ЗА НАМИ», 3 декабря 2006 года
Третьего декабря 2006 года я вместе со своей группой посетил концерт
теноров, который проходил в конференц-зале Российской государственной
библиотеки. Признаться, шёл на этот концерт не по большому желанию, а «за
компанию» со своими товарищами, так как не являюсь любителем классического
пения. Мероприятие было посвящено теме Великой Отечественной войны – 65-й
годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Каждая вновь
исполняемая песня вызывала всё больший интерес. Меня восхитили мастерство
солистов и содержание песен, которые волновали, затрагивали душу, как,
видимо, и тех, кто слушал эти песни в далёкие годы войны. В этих песнях
звучали темы патриотизма, любви к Родине и просто любви к близким. Больше
всего мне понравились песни «Баллада о матери», «Тёмная ночь»,
«Самовары–самовары» и, конечно же, всеми любимая «Катюша». Этот концерт
очень резко выделялся содержательностью, мелодичностью и смыслом на фоне
современной эстрадной музыки – «попсы». Несмотря на то, что я не был
любителем такого пения, в будущем, если у меня вновь появится возможность
посетить подобный концерт, пойду на него с удовольствием.
Кулыгин Кирилл, Институт гуманитарного образования и информационных
технологий
18 апреля 2007 года
Празднования, посвященные датам, связанным с Великой Отечественной Войной,
как я помнил, всегда оставляют тягостное чувство в душе. Что-то давящее,
свинцовое было в аккордах военных ансамблей, в глазах седовласых ветеранов,
искры скорби от костра памяти поджигали душу своим тяжёлым огнём, и через
каждый блик весеннего солнца и смех праздника шёл наружу груз, который
когда-то подняло и вывезло поколение войны…
Вот и в этот день я, внутренне готовый к подобным переживаниям, шёл на
концерт с символичным названием «Поклонимся великим тем годам», посвящённый
65-летию битвы под Москвой и, кстати, году ребёнка в Москве. Проходило
действо по традиции в Большом киноконцертном зале Центрального музея Великой
Отечественной Войны. Удобно устроившись в кресле, я стал ждать начала.
И вот на сцену вышли трубачи, и воздушное пространство зала пронзили столь
знакомые мне фанфары. Представление началось. Откуда-то слева послышался
рокот барабанов, и, в колонну по одному, в зал вошли барабанщики. Чётким
строевым шагом они прошли через партер на сцену. Поначалу ничего особенного
я в них не отметил: бывает и более качественное исполнение на ударных.
Однако, когда барабанщики развернулись к сцене лицом, к моему удивлению,
оказалось, что они дети. Вернее, совсем ещё юные музыканты. Несмотря на
возраст, играли они с явным удовольствием и рвением настоящих артистов, один
из них в порыве эмоций даже палочку потерял.
После ухода со сцены молодых талантов к публике вышел ансамбль народных
инструментов. Состав достаточно традиционный: балалайки – бас, прима, альт,
а, вместе с ними, естественно, баян. Начали они с песни, с которой всегда
ассоциируются подобные мероприятия: «С чего начинается Родина». Ансамбль
сопровождал почти всю программу концерта, и всё вроде бы, шло как обычно. Но
нет! Каждому начинающему музыканту стоило бы понаблюдать за исполнением
артиста, игравшего на прима-балалайке. Он буквально сливался со своим
инструментом, казалось, душа его покинула тело, поселившись где-то меж струн
и пляшущих по ним пальцев. Его лицо то заливалось краской, то вдруг
бледнело, лоб покрывали капельки пота… Да, вот это и есть, видимо, подлинное
лицо настоящего искусства.
Замечательно сыграл дуэт баянистов. Врезались в память русские басы –
великолепные артисты в истинном смысле слова: столь творчески индивидуально
они подходили к созданию своего сценического образа. Пели без микрофонов,
что даже при явно неплохой акустике зала очень даже непросто. Впрочем, об
этих сценических звёздах нет смысла говорить много: всё равно словами
невозможно передать всю полноту полученных впечатлений и переживаний. И,
поверьте, увидеть такое художественное действо стоит. Но больше всего эмоций
вызвали дети, выступавшие с танцевальными номерами в костюмах алых маков, и,
конечно же, юные казаки в национальных одеждах.
А более всего меня впечатлило то, что тяжкий груз памяти военных лет к
финалу концерта вдруг спал с души, как будто канул в Лету… Да, эту Победу
нельзя забывать! Не будь её, не было бы и нас… А маки теперь красны не от
крови, а от вечного Солнца!
Александрова Мария, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
27 апреля 2009 года я была на концерте дважды Краснознаменного
Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В.
Александрова, который является крупнейшим военным художественным коллективом
России. Мне всегда хотелось услышать этот знаменитый хор «вживую», и я очень
обрадовалась, когда узнала, что ансамбль им. Александрова даёт концерт в
МГТУ им. Баумана.
Основатель этого коллектива – А. В. Александров, известный всей стране как
автор музыки к Гимну России, который прозвучал и на этом концерте. Также
исполнялись танцы и знаменитые песни военных лет: «Смуглянка», «Катюша»,
«Пора в путь дорогу», «Прощание славянки», «Священная война» и многие
другие.
Эти песни с первого дня Великой Отечественной войны и до победного салюта
всегда были с солдатом. Они помогали ему преодолевать трудности и лишения
фронтовой жизни, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг
они не покидали фронтовика в минуту грусти, скрашивали разлуку с любимой, с
родными и близкими.
Особенно мне запомнилась песня «Священная война», которая, можно сказать,
является эмблемой той войны. Эту песню в военные годы пели всюду – на
переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для
победы. Каждое утро после кремлёвских курантов она звучала по радио,
поднимая людей на смертный бой.
И сегодня, в наше мирное время, эта песня вызывает слезы на глазах, особенно
в исполнении ансамбля песни и пляски им. Александрова.
Весь концерт прошел на одном дыхании, было очень интересно послушать песни
военных лет в их первозданном, живом виде.
В завершение хочется сказать, что песни военных лет обязательно надо помнить
– пока мы их поём, никогда не смолкнут у нас в душе настоящие чувства,
достойные русского человека.
Романенко Екатерина, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
27 апреля 2009 года
Концерт был посвящен празднованию 9 мая! Зал на 1200 мест переполнен. В
сопровождении оркестра Краснознаменного Академического ансамбля песни и
пляски Российской армии им. А.В. Александрова на сцене выступали лауреаты
различных вокальных конкурсов. Оркестр на загляденье: парадная военная форма
всегда привлекает взгляд, тем более при такой выправке! А исполнялись песни
военных лет, знакомые нам с раннего детства. Некоторым из них даже зал
подпевал хором. Много было танцевальных номеров – лирических, искромётных,
шутливых. Особенно понравился танец "Парад". И вообще ребята на сцене
вытворяли такие чудеса танца – как акробаты. Можно было лишь удивляться: как
такое вообще возможно? В завершение концерта зал скандировал артистам
Краснознамённого ансамбля песни и пляски стоя: «По-здрав-ля-ем!
По-здрав-ля-ем!»
7 мая в МГТУ был дан еще один концерт в предзнаменование 9 мая. Но ветеранов
поздравляли уже творческие коллективы, которые к военной службе прямого
отношения не имеют. Снова море песен, танцев – были вальсы, была румба -
танец любви, были и русские народные танцы, и даже цыганский танец. И вновь
звучали песни военных лет.
Нагоев Ислам, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
10 мая 2009 года
Концерт "Поклонимся великим тем годам" был посвящён 64-ой годовщине
окончания Великой Отечественной войны. Концерт, конечно же, оставил великое
и неизгладимое впечатление в моей душе. Исполнение песен военных лет было
впечатляющим. Такой душевной отдачи от исполнителей я никогда не видел и
более того – не чувствовал. У меня было ощущение, что каждый исполнитель на
сцене пел не для нас, сидевших в зале, а для тех, кто защищал нашу Родину,
для тех, кому артисты вместе с нами благодарны – кто не дожил до наших дней,
для тех двадцати миллионов, которые навеки остались лежать на поле брани. И
именно это чувство заставляло меня перенестись в те кровопролитные и
одновременно великие года; я чувствовал, как солдаты шли на смерть ради
того, чтобы мы сейчас жили и вспоминали об их подвигах. Это и есть истинно
великое искусство, когда тебя силой образа переносят из зала в окопы, когда
заставляют прочувствовать все те лишения, которые сопровождали наших дедов в
те великие года.
Среди талантливых вокалистов, исполнявших исторические куплеты, хочу
отметить Игоря Лазарева, чей великолепный бас напомнил мне таких талантливых
артистов как Муслим Магомаев и Заур Тутов. Их голоса можно слушать и
слушать. Лазарев, безусловно, может стать и, скорее всего, является одним из
лучших исполнителей современной сцены.
Хочется отметить и Дмитрия Степановича – несомненно яркого солиста, хотя не
каждый созданный им сценический образ совпадал с моим собственным видением и
восприятием, но это всего лишь субъективное мнение. Возможно, такой подход к
исполнению является его фирменным амплуа, – не знаю и не берусь судить.
А вообще все исполнители заслуживают громких и превосходных слов. По-моему,
талантливость и одарённость певца определяется количеством аудитории,
которую он собирает на концертах т. к. главной наградой артисту служат
аплодисменты – сдержанное внешнее выражение состояния души.
Юлия Шишакова, Московский государственный технический университет им.
Н.Э. Баумана
Русский солдат
В те далёкие дни ожиданья
Не хотел молча видеть ты
Плач детей, матерей рыданья,
Скорбь и боль родимой страны.
Вот и встал – молодой и гордый
Грудью нас оградив от беды.
В прошлом – нежный и самый добрый,
За оружие взялся ты!
И сказал: «Запрягаем долго,
Зато быстро ездим мы!»
И погнал от берега Волги
До границы Русской земли!
И бежал враг, лишь пятки сверкали,
И проклятья сыпались вслед,
А тебя цветами встречали
С пожеланием долгих лет!
Победил и сказал всем людям:
«Мне не надо чужой земли,
Воевать не хотел и не буду,
Лишь бы в радости жили вы.
Но если снова беда проснётся,
И на родину враг нападет,
Мне ему напомнить придётся –
Кто с мечом к нам пришёл,
От меча и падёт!» |