Факультет социальных и гуманитарных наук

Главная

Аспирантура

Второе Высшее

Учебно-методический кабинет

И.Г. Тихая-Тищенко

ОРГАННАЯ КНИЖЕЧКА


Даже не знаю почему, администратор филармонии, с которой мы когда-то случайно познакомились в Музее искусства народов Востока, решила сообщить мне именно об этом концерте. Уж и забылась та встреча, как вдруг звонок: «...В Академии музыки имени Гнесиных начинается абонемент органной музыки. Открывает его солист Московской государственной филармонии, заслуженный артист России Александр Фисейский. В программе «Органная книжечка» Баха. Имейте ввиду, что вся «Книжечка» в одном концерте исполняется крайне редко…». Что ж, ни орган в Гнесинке, ни Фисейского мне слушать пока ещё не доводилось. Сработало любопытство, и вот мы на концерте. И не предполагала, что у «Органной книжечки» будет столь долгое и необычное продолжение, не на вечер – на годы.
Непросто передать словами всю гамму впечатлений, полученных мною в тот вечер. Мощное, с богатейшей палитрой оттенков и тембров, воздействие хоральных прелюдий Иоганна Себастьяна Баха приумножалось великолепной акустикой гнесинского зала. Трагизм человеческого бытия разворачивался в диалоге контрастных тонов и регистров. Волнующая атмосфера то приоткрывала, казалось, нечто потаённое, мистически-трансцендентное, то бросала в роковую стихию земной страсти. Возвышающие метафизические прозрения навевали умиротворение и покой…
Вне всяких сомнений, побывать здесь и послушать музыку моим второкурсникам будет и полезно, и небезынтересно. Пусть не всё поймут, зато инженерную любознательность удовлетворят. Орган в Большом концертном зале Гнесинки электронный, но по выразительности от духового практически не отличается. Чтобы достичь идентичности звука, создателям пришлось потрудиться немало. И программистам задач хватило, и музыкантам. Смотришь на исполнителя – то ли артист он, то ли оператор. Работает, что тебе самолёт ведёт: множество каких-то кнопочек, рычажков, лампочек, их ещё и ассистент переключать помогает. Интересно «технарям» будет…
Приняв решение, после концерта целенаправленно рассматриваю рекламу и обращаю внимание на сотрудницу, заинтересованно толкующую со слушателями. Дождавшись паузы, вступаю в разговор, и вскоре мы общаемся как давние и хорошие знакомые. Виной тому – небезызвестный, отмечающий ныне свой полувековой юбилей «Неаполитанский ансамбль» из МГТУ им. Баумана. Его выступления – вдохновляющие, праздничные, расцвеченные солистами яркими, неординарными – всегда посещаю с неизменным удовольствием.
Более четверти века уникальным художественным коллективом руководит блистательный музыкант и педагог заслуженный артист России Евгений Николаевич Мисаилов – продолжатель дела, начатого ещё его отцом. А душой «Неаполитанского» стала изумительная женщина, натура утончённая и заботливая супруга Евгения Николаевича – Антонина Николаевна… Так вот, в разговоре с Ниной Евгеньевной – собеседницей из Гнесинки – выяснилось, что заниматься музыкой она начинала именно у Антонины Николаевны – её первой учительницы в детской музыкальной школе. И нередко для музицирования «школяры» собирались в гостеприимном доме Мисаиловых.
С тех давних пор минули не годы – десятилетия. Грустно, что навсегда ушла от нас Антонина Николаевна, но её повзрослевшие выпускники по-прежнему каждый год собираются у Евгения Николаевича. И среди них Нина Евгеньевна Шубина – преподаватель гимнологии органного класса Российской академии музыки им. Гнесиных, с лёгкой руки которой и началась вся эта история.
Для первого выхода со студентами нами был выбран концерт из произведений для двух органов. Да-да, оказывается, в гнесинском зале установлены не один, а целых два электронных органа – английской и голландской фирм. Между прочим, другие филармонические залы Москвы такими возможностями не располагают.
На приглашение, сопровождаемое информацией о низкой стоимости билетов, откликнулись дружно. В назначенное время на выходе из метро меня встречала оживлённая стайка ребят, кто-то пригласил друзей, чья-то мама пришла… Весёлым говорливым ручейком, растянувшись на добрую сотню метров вдоль узенькой улочки с возрождённым названием Поварская, мы благополучно достигли парадного входа в концертный зал Академии… Но предоставим слово самим слушателям – вряд ли мой рассказ на эту тему получится достовернее.
Передо мной несколько школьного вида тетрадок. В их рукописных страничках читаются различие характеров и восприятия, неспешность и обстоятельность в изложении одних и торопливость других, но нет одного – равнодушия. И я вновь с удовольствием перелистываю бесхитростные, но отнюдь не наивные листки студенческих «органных» тетрадок. Процитирую некоторые из них – в комментариях они вряд ли нуждаются.
Соловьёва Евгения : «В субботу после занятий мы собрались на концерт. Шла и немного волновалась, а вдруг не понравится? Но вот все расселись по местам, стало тихо, погас свет. И пришла музыка! О, эта музыка! Казалось, что она сейчас подхватит тебя и понесёт вдаль, туда, где нет ничего, кроме неё… Эта пронизывающая насквозь музыка, которую хочется слушать, не прерываясь, всё вновь и вновь. Наверное, от органа у меня остались самые сильные и глубокие впечатления, даже не могу выразить всё, что сейчас чувствую, словами. Это не какой-нибудь «концерт» поп-звезды. Это классика. Надолго запоминающаяся классика».
Ермакова Татьяна: «Оказывается, вот она, сказочная страна, совсем рядом, сразу за окном, нарисованном на холсте. Надо только убрать покров и открыть дверь маленьким золотым ключиком… Волшебные руки музыкантов порхают над клавишами, рождая удивительную музыку, приоткрывая завесу тайны. Музыка словно подхватывает, кружит и уносит в далёкую страну грёз… Звучат первые ноты «Ave Maria», и всё вокруг исчезает, растворяется, и является нечто едва уловимое, прекрасное, чистое… Словно ангел взмахнул крылами… Музыка замирает, и ощущаются слёзы на глазах, и хочется обнять весь мир, и кажется совершенно невероятным, что где-то в этот момент могут страдать люди, литься кровь… Музыка очищает душу и дарит надежду».
Давыдова Евгения: «Закончились занятия, и мы собираемся на станции метро «Арбатская». Светит весеннее солнышко, и я иду, предвкушая нечто новое, необычное, красивое. Ожидания начинают сбываться уже на подходе к зданию концертного зала … Кажется, что оно живое, а внутри светится яркий огонёк души настоящего искусства. Точнее так: Искусства. И не верится, что мы идём туда, к нему… А когда зазвучала музыка, я вообще забыла обо всём на свете: орган запел, именно запел, а не заиграл. Мелодию подхватил второй орган – это было восхитительно! Музыка заполняла зал, и хотелось вместе с нею взлетать и приземляться, замирать и возрождаться вновь. А когда зазвучала «Ave Maria»… Нет, я вовсе не впечатлительная тургеневская барышня и не плачу просто так, но здесь… И хотелось, чтобы скорее закончилась эта сладкая мука, и чтобы она продолжалась вечно...
После концерта мы возвращались все вместе, дружной компанией. В небе над переулком светила огромная круглая луна. Ребята хором скандировали: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…». И только звёзды знали, что сегодня я стала пусть совсем немножко, но всё-таки лучше».
Добавлю лишь, что столь высокое эстетическое наслаждение нам доставили вовсе не мэтры, а почти ровесники – студенты и аспиранты органного класса. Мы и сейчас продолжаем знакомство с органной музыкой в их исполнении, но уже с другими – следующими – учебными потоками.
За это время возросли известность и авторитет кафедры органной музыки, возглавляемой профессором Александром Владимировичем Фисейским. Набирали силу, осваивали сцену и сложнейшие композиции будущие служители музы. И настал день, когда нас пригласили на концерт, подготовленный органным классом к Международному симпозиуму «Орган в XXI веке», на котором присутствовали представители более чем двадцати стран мира – Америки, Европы, Азии…
Щёлкают затворы фотоаппаратов, журчат видеокамеры, волнуются дебютанты. С нескрываемым любопытством рассматривают зал мои новички, но артисты нас помнят – как слушателей из Бауманки. Впрочем, многие из присутствующих пришли сюда повторно,– чтобы закрепить впечатления от первого знакомства, состоявшегося у нас пару месяцев назад, – с музыкой XVIII–XIX веков для симфонического органа. А на сей раз программа под названием «Орган в XX столетии» состояла из произведений прошлого – двадцатого – века. Удивительно, но современные композиции мои «цензоры» оценили неоднозначно, а порой и неожиданно резко.
…Да, как быстро меняется время! Прошло всего несколько лет, но уж не в тетрадках, а по e-mail приходят мне студенческие работы, и хранятся они в аккуратно разложенных по семестрам и темам электронных папках. Всё очень просто, в буквальном смысле слова «под рукой», и я открываю компьютерные странички. За стандартом печатного шрифта теряется живое письмо, индивидуальный почерк, неровности размышлений: передо мной – одинаково выстроенные линии бегущего текста…
Написанные где с иронией, а где и с недоумением, отзывы, тем не менее, в целом оптимистичны. В них чувствуются взыскательность, самостоятельность, стремление к объективности, и одновременно проскальзывает сомнение в себе, в собственном художественном восприятии. Выбираю некоторые студенческие работы.
Не в пользу современной музыки проводит сравнение посетивший с нами два органных концерта Павел Перевязко:
«Раньше я слушал орган только в записи, но всегда хотелось послушать «вживую». Вообще-то, я увлекаюсь различной музыкой: от классики до «хард рока» и «хэви металла». И мне было интересно познакомиться с органным исполнением классических произведений Моцарта, Баха и других великих композиторов... Выступление мне очень понравилось, орган гармонично сочетался с другими инструментами и голосами. Поразила сложная техника игры, а когда исполнитель приводил в действие педальную клавиатуру, даже дух захватывало от низкого и тяжёлого баса… Словом, впечатления у меня и моего друга остались самые яркие, и мы решили пойти на концерт органной музыки композиторов XX века. К сожалению, наши ожидания не оправдались …
Либо я чего-то не понимаю, либо композиторы–модернисты писали в неком психоделическом жанре, но не в лучших его традициях… Тем не менее, невзирая на все перипетии, домой мы возвращались весёлые и позитивно настроенные. Я ничуть не жалею, что попал на концерт, и мои знакомые тоже».
Неоднозначная оценка современной органной музыки читается у Татьяны Почаевец:
«…Приятным сюрпризом оказались мелодии детства, которые когда-то звучали по телевизору или радио. Привычные и в то же время необычные из-за исполнения на органе, они волновали, наполняли мягкой грустью и тихой радостью. Великолепная игра, потрясающая мелодичность, чистое звучание – всё это покоряло и завораживало, однако некоторые произведения воспринимались сложно. Похоже, в них преследовалась цель продемонстрировать все возможности органа как инструмента, но в нарушение мелодии и ритма. Поэтому мнение сложилось крайне противоречивое. С одной стороны, орган созвучно дополнял знакомые нам инструменты, вызывая ощущения умиротворения, отдыха, покоя. С другой, – музыка в моём понимании – это неизменно гармония, ритм, целостность композиции и образа, а это не всегда выдерживалось».
О противоречивости своего эстетического восприятия пишет и Анна Бондарчук:
«Органная музыка… Как правило, она ассоциировалась у меня с вечным сном, сонным царством и так далее в том же духе. Не очень оптимистично. Каково же было мое удивление, когда первый же исполнитель заиграл что-то известное … Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и далее шла череда непонятных, немелодичных произведений. Однако второе отделение меня потрясло! Конечно, и здесь не обошлось без «непонятностей», но слушалось легче… Более всего поразила композиция «Через тернии к звездам». Произведение захватило меня и не отпускало до последнего аккорда, унося куда-то вдаль, в безбрежное пространство... И этого было достаточно, чтобы сказать, что я не зря сходила на концерт. В целом отношение осталось неопределённым, что-то восхитило, что-то казалось смешным и нелепым, но ничто не оставляло равнодушной. Для обновления впечатлений хотелось бы послушать ещё!»
Более мягкую, в целом позитивную оценку концерта даёт Коваленко Мария:
«До этого я слушала орган только в соборе, и лишь произведения Баха, написанные на религиозные темы. Орган своей силой и незыблемостью всегда ассоциировался в моём восприятии с готическим стилем. С внушающими трепет фантастическими и в то же время строгими переплетениям узоров готических костелов. Но этот концерт развеял мои прежние представления. Я и не думала, что орган может быть таким разным, многоликим… Оказывается, сильный, всё подавляющий орган может быть нежен и внимателен по отношению к другим инструментам, органично звучать не только с духовыми, но и со струнными. Исполняемая на органе музыка может быть светлой и жизнерадостной и, напротив, непоследовательной, воздействующей на эмоции, а не на разум… Орган – это не просто инструмент, это сложный мир духовной музыки в котором каждый сможет найти своё. Именно поэтому орган всегда будет актуальным».
Да и сами органисты уверены, что в музыке нашего времени не менее чем в классике присутствует глубина прозрения, доступная пока лишь немногим профессионалам и музыкальной элите. Всеобщее культурное признание, уверены они, эпоха модерна–постмодерна получит в будущем. Следующие поколения меломанов непременно оценят мастерство истинных композиторов–новаторов, – убеждена Нина Евгеньевна Шубина…
Ну а мне, благодаря личному приглашению Александра Фисейского, довелось побывать на всех концертах Симпозиума «Орган в XXI веке», прослушать разнообразные жанры и стили. Интеллектуально и эмоционально насыщенной оказалась недельная программа, тем более что моим гидом по всем органным залам стала сама Нина Евгеньевна. Хорошо бы в будущем пройтись по ним и со студентами…
В очередной раз, незадолго до летних каникул, мы с Ниной Евгеньевной встретились в Московском Доме музыки на прослушивании скрипачей – участников XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Виртуозная игра, прекрасные лица молодых исполнителей, в жюри председательствует сам Владимир Спиваков… А после концерта мы спускаемся в немноголюдное кафе и за маленьким уютным столиком, взяв по чашечке зелёного чая, вспоминаем наших студентов – из Гнесинки и Бауманского, столь дорогой нам «Неаполитанский ансамбль» и, конечно же, – «Органную книжечку» Иоганна Себастьяна Баха, на титульном листе которой рукой гения начертано: «Во славу Всевышнему, ближнему на поучение»…