И.Г. Тихая-Тищенко
ОРГАННАЯ КНИЖЕЧКА
Даже не знаю почему, администратор филармонии, с которой мы когда-то
случайно познакомились в Музее искусства народов Востока, решила сообщить
мне именно об этом концерте. Уж и забылась та встреча, как вдруг звонок:
«...В Академии музыки имени Гнесиных начинается абонемент органной музыки.
Открывает его солист Московской государственной филармонии, заслуженный
артист России Александр Фисейский. В программе «Органная книжечка» Баха.
Имейте ввиду, что вся «Книжечка» в одном концерте исполняется крайне
редко…». Что ж, ни орган в Гнесинке, ни Фисейского мне слушать пока ещё не
доводилось. Сработало любопытство, и вот мы на концерте. И не предполагала,
что у «Органной книжечки» будет столь долгое и необычное продолжение, не на
вечер – на годы.
Непросто передать словами всю гамму впечатлений, полученных мною в тот
вечер. Мощное, с богатейшей палитрой оттенков и тембров,
воздействие хоральных прелюдий Иоганна Себастьяна Баха приумножалось
великолепной акустикой гнесинского зала. Трагизм человеческого бытия
разворачивался в диалоге контрастных тонов и регистров. Волнующая атмосфера
то приоткрывала, казалось, нечто потаённое, мистически-трансцендентное, то
бросала в роковую стихию земной страсти. Возвышающие метафизические
прозрения навевали умиротворение и покой…
Вне всяких сомнений, побывать здесь и послушать музыку моим второкурсникам
будет и полезно, и небезынтересно. Пусть не всё поймут, зато инженерную
любознательность удовлетворят. Орган в Большом концертном зале Гнесинки
электронный, но по выразительности от духового практически не отличается.
Чтобы достичь идентичности звука, создателям пришлось потрудиться немало. И
программистам задач хватило, и музыкантам. Смотришь на исполнителя – то ли
артист он, то ли оператор. Работает, что тебе самолёт ведёт: множество
каких-то кнопочек, рычажков, лампочек, их ещё и ассистент переключать
помогает. Интересно «технарям» будет…
Приняв решение, после концерта целенаправленно рассматриваю рекламу и
обращаю внимание на сотрудницу, заинтересованно толкующую со слушателями.
Дождавшись паузы, вступаю в разговор, и вскоре мы общаемся как давние и
хорошие знакомые. Виной тому – небезызвестный, отмечающий ныне свой
полувековой юбилей «Неаполитанский ансамбль» из МГТУ им. Баумана. Его
выступления – вдохновляющие, праздничные, расцвеченные солистами яркими,
неординарными – всегда посещаю с неизменным удовольствием.
Более четверти века уникальным художественным коллективом руководит
блистательный музыкант и педагог заслуженный артист России Евгений
Николаевич Мисаилов – продолжатель дела, начатого ещё его отцом. А душой
«Неаполитанского» стала изумительная женщина, натура утончённая и заботливая
супруга Евгения Николаевича – Антонина Николаевна… Так вот, в разговоре с
Ниной Евгеньевной – собеседницей из Гнесинки – выяснилось, что заниматься
музыкой она начинала именно у Антонины Николаевны – её первой учительницы в
детской музыкальной школе. И нередко для музицирования «школяры» собирались
в гостеприимном доме Мисаиловых.
С тех давних пор минули не годы – десятилетия. Грустно, что навсегда ушла от
нас Антонина Николаевна, но её повзрослевшие выпускники по-прежнему каждый
год собираются у Евгения Николаевича. И среди них Нина Евгеньевна Шубина –
преподаватель гимнологии органного класса Российской академии музыки им.
Гнесиных, с лёгкой руки которой и началась вся эта история.
Для первого выхода со студентами нами был выбран концерт из произведений для
двух органов. Да-да, оказывается, в гнесинском зале установлены не один, а
целых два электронных органа – английской и голландской фирм. Между прочим,
другие филармонические залы Москвы такими возможностями не располагают.
На приглашение, сопровождаемое информацией о низкой стоимости билетов,
откликнулись дружно. В назначенное время на выходе из метро меня встречала
оживлённая стайка ребят, кто-то пригласил друзей, чья-то мама пришла…
Весёлым говорливым ручейком, растянувшись на добрую сотню метров вдоль
узенькой улочки с возрождённым названием Поварская, мы благополучно достигли
парадного входа в концертный зал Академии… Но предоставим слово самим
слушателям – вряд ли мой рассказ на эту тему получится достовернее.
Передо мной несколько школьного вида тетрадок. В их рукописных страничках
читаются различие характеров и восприятия, неспешность и обстоятельность в
изложении одних и торопливость других, но нет одного – равнодушия. И я вновь
с удовольствием перелистываю бесхитростные, но отнюдь не наивные листки
студенческих «органных» тетрадок. Процитирую некоторые из них – в
комментариях они вряд ли нуждаются.
Соловьёва Евгения : «В субботу после занятий мы собрались на концерт. Шла и
немного волновалась, а вдруг не понравится? Но вот все расселись по местам,
стало тихо, погас свет. И пришла музыка! О, эта музыка! Казалось, что она
сейчас подхватит тебя и понесёт вдаль, туда, где нет ничего, кроме неё… Эта
пронизывающая насквозь музыка, которую хочется слушать, не прерываясь, всё
вновь и вновь. Наверное, от органа у меня остались самые сильные и глубокие
впечатления, даже не могу выразить всё, что сейчас чувствую, словами. Это не
какой-нибудь «концерт» поп-звезды. Это классика. Надолго запоминающаяся
классика».
Ермакова Татьяна: «Оказывается, вот она, сказочная страна, совсем рядом,
сразу за окном, нарисованном на холсте. Надо только убрать покров и открыть
дверь маленьким золотым ключиком… Волшебные руки музыкантов порхают над
клавишами, рождая удивительную музыку, приоткрывая завесу тайны. Музыка
словно подхватывает, кружит и уносит в далёкую страну грёз… Звучат первые
ноты «Ave Maria», и всё вокруг исчезает, растворяется, и является нечто едва
уловимое, прекрасное, чистое… Словно ангел взмахнул крылами… Музыка
замирает, и ощущаются слёзы на глазах, и хочется обнять весь мир, и кажется
совершенно невероятным, что где-то в этот момент могут страдать люди, литься
кровь… Музыка очищает душу и дарит надежду».
Давыдова Евгения: «Закончились занятия, и мы собираемся на станции метро
«Арбатская». Светит весеннее солнышко, и я иду, предвкушая нечто новое,
необычное, красивое. Ожидания начинают сбываться уже на подходе к зданию
концертного зала … Кажется, что оно живое, а внутри светится яркий огонёк
души настоящего искусства. Точнее так: Искусства. И не верится, что мы идём
туда, к нему… А когда зазвучала музыка, я вообще забыла обо всём на свете:
орган запел, именно запел, а не заиграл. Мелодию подхватил второй орган –
это было восхитительно! Музыка заполняла зал, и хотелось вместе с нею
взлетать и приземляться, замирать и возрождаться вновь. А когда зазвучала «Ave
Maria»… Нет, я вовсе не впечатлительная тургеневская барышня и не плачу
просто так, но здесь… И хотелось, чтобы скорее закончилась эта сладкая мука,
и чтобы она продолжалась вечно...
После концерта мы возвращались все вместе, дружной компанией. В небе над
переулком светила огромная круглая луна. Ребята хором скандировали: «Ночь.
Улица. Фонарь. Аптека…». И только звёзды знали, что сегодня я стала пусть
совсем немножко, но всё-таки лучше».
Добавлю лишь, что столь высокое эстетическое наслаждение нам доставили вовсе
не мэтры, а почти ровесники – студенты и аспиранты органного класса. Мы и
сейчас продолжаем знакомство с органной музыкой в их исполнении, но уже с
другими – следующими – учебными потоками.
За это время возросли известность и авторитет кафедры органной музыки,
возглавляемой профессором Александром Владимировичем Фисейским. Набирали
силу, осваивали сцену и сложнейшие композиции будущие служители музы. И
настал день, когда нас пригласили на концерт, подготовленный органным
классом к Международному симпозиуму «Орган в XXI веке», на котором
присутствовали представители более чем двадцати стран мира – Америки,
Европы, Азии…
Щёлкают затворы фотоаппаратов, журчат видеокамеры, волнуются дебютанты. С
нескрываемым любопытством рассматривают зал мои новички, но артисты нас
помнят – как слушателей из Бауманки. Впрочем, многие из присутствующих
пришли сюда повторно,– чтобы закрепить впечатления от первого знакомства,
состоявшегося у нас пару месяцев назад, – с музыкой XVIII–XIX веков для
симфонического органа. А на сей раз программа под названием «Орган в XX
столетии» состояла из произведений прошлого – двадцатого – века.
Удивительно, но современные композиции мои «цензоры» оценили неоднозначно, а
порой и неожиданно резко.
…Да, как быстро меняется время! Прошло всего несколько лет, но уж не в
тетрадках, а по e-mail приходят мне студенческие работы, и хранятся они в
аккуратно разложенных по семестрам и темам электронных папках. Всё очень
просто, в буквальном смысле слова «под рукой», и я открываю компьютерные
странички. За стандартом печатного шрифта теряется живое письмо,
индивидуальный почерк, неровности размышлений: передо мной – одинаково
выстроенные линии бегущего текста…
Написанные где с иронией, а где и с недоумением, отзывы, тем не менее, в
целом оптимистичны. В них чувствуются взыскательность, самостоятельность,
стремление к объективности, и одновременно проскальзывает сомнение в себе, в
собственном художественном восприятии. Выбираю некоторые студенческие
работы.
Не в пользу современной музыки проводит сравнение посетивший с нами два
органных концерта Павел Перевязко:
«Раньше я слушал орган только в записи, но всегда хотелось послушать
«вживую». Вообще-то, я увлекаюсь различной музыкой: от классики до «хард
рока» и «хэви металла». И мне было интересно познакомиться с органным
исполнением классических произведений Моцарта, Баха и других великих
композиторов... Выступление мне очень понравилось, орган гармонично
сочетался с другими инструментами и голосами. Поразила сложная техника игры,
а когда исполнитель приводил в действие педальную клавиатуру, даже дух
захватывало от низкого и тяжёлого баса… Словом, впечатления у меня и моего
друга остались самые яркие, и мы решили пойти на концерт органной музыки
композиторов XX века. К сожалению, наши ожидания не оправдались …
Либо я чего-то не понимаю, либо композиторы–модернисты писали в неком
психоделическом жанре, но не в лучших его традициях… Тем не менее, невзирая
на все перипетии, домой мы возвращались весёлые и позитивно настроенные. Я
ничуть не жалею, что попал на концерт, и мои знакомые тоже».
Неоднозначная оценка современной органной музыки читается у Татьяны Почаевец:
«…Приятным сюрпризом оказались мелодии детства, которые когда-то звучали по
телевизору или радио. Привычные и в то же время необычные из-за исполнения
на органе, они волновали, наполняли мягкой грустью и тихой радостью.
Великолепная игра, потрясающая мелодичность, чистое звучание – всё это
покоряло и завораживало, однако некоторые произведения воспринимались сложно.
Похоже, в них преследовалась цель продемонстрировать все возможности органа
как инструмента, но в нарушение мелодии и ритма. Поэтому мнение сложилось
крайне противоречивое. С одной стороны, орган созвучно дополнял знакомые нам
инструменты, вызывая ощущения умиротворения, отдыха, покоя. С другой, –
музыка в моём понимании – это неизменно гармония, ритм, целостность
композиции и образа, а это не всегда выдерживалось».
О противоречивости своего эстетического восприятия пишет и Анна Бондарчук:
«Органная музыка… Как правило, она ассоциировалась у меня с вечным сном,
сонным царством и так далее в том же духе. Не очень оптимистично. Каково же
было мое удивление, когда первый же исполнитель заиграл что-то известное …
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и далее шла череда непонятных,
немелодичных произведений. Однако второе отделение меня потрясло! Конечно, и
здесь не обошлось без «непонятностей», но слушалось легче… Более всего
поразила композиция «Через тернии к звездам». Произведение захватило меня и
не отпускало до последнего аккорда, унося куда-то вдаль, в безбрежное
пространство... И этого было достаточно, чтобы сказать, что я не зря сходила
на концерт. В целом отношение осталось неопределённым, что-то восхитило,
что-то казалось смешным и нелепым, но ничто не оставляло равнодушной. Для
обновления впечатлений хотелось бы послушать ещё!»
Более мягкую, в целом позитивную оценку концерта даёт Коваленко Мария:
«До этого я слушала орган только в соборе, и лишь произведения Баха,
написанные на религиозные темы. Орган своей силой и незыблемостью всегда
ассоциировался в моём восприятии с готическим стилем. С внушающими трепет
фантастическими и в то же время строгими переплетениям узоров готических
костелов. Но этот концерт развеял мои прежние представления. Я и не думала,
что орган может быть таким разным, многоликим… Оказывается, сильный, всё
подавляющий орган может быть нежен и внимателен по отношению к другим
инструментам, органично звучать не только с духовыми, но и со струнными.
Исполняемая на органе музыка может быть светлой и жизнерадостной и, напротив,
непоследовательной, воздействующей на эмоции, а не на разум… Орган – это не
просто инструмент, это сложный мир духовной музыки в котором каждый сможет
найти своё. Именно поэтому орган всегда будет актуальным».
Да и сами органисты уверены, что в музыке нашего времени не менее чем в
классике присутствует глубина прозрения, доступная пока лишь немногим
профессионалам и музыкальной элите. Всеобщее культурное признание, уверены
они, эпоха модерна–постмодерна получит в будущем. Следующие поколения
меломанов непременно оценят мастерство истинных композиторов–новаторов, –
убеждена Нина Евгеньевна Шубина…
Ну а мне, благодаря личному приглашению Александра Фисейского, довелось
побывать на всех концертах Симпозиума «Орган в XXI веке», прослушать
разнообразные жанры и стили. Интеллектуально и эмоционально насыщенной
оказалась недельная программа, тем более что моим гидом по всем органным
залам стала сама Нина Евгеньевна. Хорошо бы в будущем пройтись по ним и со
студентами…
В очередной раз, незадолго до летних каникул, мы с Ниной Евгеньевной
встретились в Московском Доме музыки на прослушивании скрипачей – участников
XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Виртуозная игра,
прекрасные лица молодых исполнителей, в жюри председательствует сам Владимир
Спиваков… А после концерта мы спускаемся в немноголюдное кафе и за маленьким
уютным столиком, взяв по чашечке зелёного чая, вспоминаем наших студентов –
из Гнесинки и Бауманского, столь дорогой нам «Неаполитанский ансамбль» и,
конечно же, – «Органную книжечку» Иоганна Себастьяна Баха, на титульном
листе которой рукой гения начертано: «Во славу Всевышнему, ближнему на
поучение»…
|